Международная конференция по наставничеству

14 ноября в Москве завершила свою работу первая в России Международная конференция по наставничеству GLOBAL MENTORI. По приглашению Редакции Педсовет/Pedsovet.org, которая информационно поддерживала конференцию,  учитель математики, Кучеренко Нина Николаевна,  приняла участие в работе конференции.

Из впечатлений педагога.

За два дня работы ее посетили более 1500 заинтересованных участников со всех концов России и зарубежных гостей из США, Голландии, Венгрии, Испании и др. стран. Неподдельный интерес  к конференции вызван тем, что в наставничестве нуждаются и подростки, и выпускники средних и высших учебных заведений, и молодые специалисты, а еще более — дети из детских домов и  просто люди, попавшие по разным причинам  в  тяжелые жизненные условия.  Открылась конференция  Пленарной дискуссией «Наставничество в современном мире – для кого и как». Выступали представители Национального ресурсного центра «Ментори» «Рыбаков Фонда», который  являлся инициатором и организатором конференции при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Во всех выступлениях звучала мысль о необходимости и значимости наставничества. Вспоминали, как наставничество было организованно в Советском Союзе на предприятиях, когда к каждому молодому рабочему прикрепляли мастера – наставника, молодого специалиста учили и направляли старшие и опытные спецы, не боялись делиться знаниями и опытом. Трудных подростков брали на все лето в стройотряды,  где они работали посильно со всеми вместе, знакомились с миром студенчества, песнями у костра,  а первого сентября  на торжественной линейке в школе представители отряда  вручали им  заработанные деньги. Я не помню случая, чтобы наши подопечные после стройотрядов  возвращались к прежней жизни. И сегодня в стране назрело бескорыстное, добровольное возрождение шефства над подростками. Примером для всей страны служит деятельность Союза Отцов России, который был организован отцами учащихся, людьми, которые преуспели в крупном бизнесе, одной из школ г. Нижний Новгород. Программа «Безопасная школа» собрала и сплотила коллектив социально активных пап школы, потом и других школ города и теперь их  — целое сообщество «Отцы России», неравнодушных к жизни своих детей. Их точка зрения – «Нет чужого ребенка – есть окружение моих детей», шефство над подростками, стоящими на учете, работа со своими детьми помогла вернуть отцов в школы и заняться воспитанием детей. Как показывает опыт их работы, исправляются не только подростки, но и папы становятся активными, спортивными, многие из них бросают вредные привычки.  Александр Заремба, член Президиума ЦК Союза Отцов России, готов и к нам в Ковров приехать,  помочь в организации и работе сообщества пап, которым не безразлична судьба своего и соседского ребенка.

Названия круглых столов, панельных дискуссий, семинаров, Кейс – сессий говорят о широте охвата вопросов и  проблем наставничества и у нас и за рубежом: «Наставничество для подростков: ключевой доклад международного спикера»,  «Актуальность программ наставничества в высшем образовании», «Лучшие практики – опыт реализации наставничества для подростков в России», «Наставничество. Психологические аспекты» и таких программ было 13 за один только день с 9 до 19 часов.

Круглые столы и дискуссии параллельно работали в 4 залах,  и везде шли горячие споры о программах,  принципах организации наставничества на карте России и, конечно, обмен опытом. Выступали и представители зарубежных исследовательских центров по наставничеству, как у них реализуется этот опыт и какие программы существуют. В процессе дискуссий за самый интересный вопрос  Президенту и ведущему научному сотруднику исследовательской компании Innovation Research&Training  США Дженис Купершмидт меня наградили книгой Бернард Рос «Привычка достигать». Весь блокнот  у меня исписан заметками, вопросами и цитатами из интересных выступлений.  Познакомилась с замечательными, интересными людьми, преданными своей работе, желающими улучшить окружающий мир своим вкладом в наставничество.  Считаю, что программу наставничества и его традиции пора применять и  развивать и в педагогическом сообществе, передавать опыт работы и накопленные знания молодым педагогам,
возрождать шефство над подростками, привлекать родительское сообщество к  совместному воспитательному процессу. Конечно, это колоссальный труд, требует массу сил и времени, которого и так нет у сегодняшнего учителя, но можно привлечь наших ветеранов. И они будут востребованы и нужны нам всем. Рассказать  и написать о всех наших замечательных людях, которые и до этой конференции выполняли работу наставников, показать результаты их труда, надо СМИ,  чтобы оздоровить общество, и сделать хотя бы одного человека счастливым.